Труден и тернист путь внедрения СПО в госучреждениях. Это связано и с противостоянием чиновников, плотно “отмотивированных” представителями всем известной компании, и технические проблемы и нежелание персонала учреждений менять свой уклад жизни и пробовать что-то новое. Также, как качественные материалы для теплоизоляции призваны обеспечить долгое удержание температуры на определенном уровне, определенные коммерческие структуры стараются не допустить изменения ситуации, когда у людей нет альтернативного выбора ПО. Это подтверждается отчетом, под названием “Оценка уровня использования пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации” (PDF). Документ подготовлен “Государственным научно-исследовательским институтом информационных технологий и телекоммуникаций” (ФГУ ГНИИ ИТТ “Информика”).
Документ довольно объемный, и содержит выкладки на 28 страницах. В нем естиь весьма интересные места, касающиеся статистики использования ПСПО и показывающая отношение к нему со стороны преподавателей и руководителей школ. Как оказалось, что невзирая на то, что в тех школах где проводилось исследование,комплект ПСПО получили все опрашивоемые педагоги, непосредствено на компьютер его установили всего 53% респондентов. Это важный факт, влияющий на приведенные ниже данные опросов.
Ведь в качестве главных проблем, возникших при установке комплекта ПСПО, опрошенные преподаватели (из которых только половина установила ПСПО на свои компьютеры) отметили следующие:
*недостаточная полнота сопроводительной документации – 11%;
* конфликты, вызванные несовместимостью компьютерного оборудования, – 16%;
* программные ошибки – 8%.
Об отсутствии проблем при установке ПСПО на рабочие компьютеры сообщило лишь 22% опрошенных преподавателей.
Преподаватели дали следующую оценку удобству использования ПСПО:
1 балл (“очень плохо”) – 8% опрошенных;
2 балла – 7%;
3 балла – 31%;
4 балла – 36%;
5 баллов (“очень хорошо”) – 18%.
Качество услуг по поддержке ПСПО, предложенных разработчиками, преподаватели оценили следующим образом:
1 балл – 6%;
2 балла – 6%;
3 балла – 28%;
4 балла – 37%;
5 баллов – 23%.
Тем не менее, большинство педагогов готовы использовать СПО в своих школах. Правда соотношение учителей, высказавшихся за продолжение работ по внедрению СПО в учебный процесс, колеблется в разных регионах от 44% до 100%. Но в среднем по России это показатель составил 70%.
И напоследок еще несколько любопытных результатов анкетирования:
* 75% опрошенных руководителей ОУ планируют использовать в образовательном процессе свободное программное обеспечение под управлением ОС Linux;
* 80% опрошенных руководителей ОУ планируют использовать в образовательном процессе свободно распространяемые программные приложения, которые могут работать под управлением ОС Windows (офисный пакет OpenOffice.org, интернет-браузер Firefox, графический редактор Gimp и др.);
* 48% опрошенных руководителей ОУ планируют закупать лицензии на коммерческое ПО (в т.ч. компании Microsoft);
Мелочь, а приятно .