Nexuiz таки останется на свободе, но сменит имя на Xonotic

477

К сожалению, в Linux не так уж много достойных игр. Поэтому очень обидно, когда один из самых мощных свободных игровых проектов — Nexuiz, вдруг оказывается на грани краха. Как будто это авто б у которое оказалось не нужным хозяину.

Началось с того, что в феврале 2010 года в сообществе свободной игры Nexuiz появилась информация о том, что с доменом проекта (Nexuiz.com) должно произойти нечто важное. И таки да, в марте посетители сайта игры Nexuiz вместо привычной страницы загрузки обнаружили объявление о новом коммерческом продукте. Правда в верхней части стартовой страницы таки имеется ссылка на новую домашнюю страницу свободной игры.

Как оказалось, домен Nexuiz.com продан компании IllFonic, и теперь игра будет распространяться для игровых приставок на коммерческой основе. При том, что исходные тексты игры опубликованы под лицензией GPL. Естественно, что разработчики и просто любители игры (в том числе и я) Nexuiz были шокированы.

Суть апроблемы в том, что создатель игры Ли Вермолен (Lee Vermeulen), прекративший работать над проектом еще 4 года назад, воспользовался своим правом и продал домен и имя Nexuiz компании IllFonic. Представители компании IllFonic тут же заявили, что версия игры для Playstation и других игровых консолей будет развиваться отдельно от свободной версии для персональных ПК и распространяться на коммерческой основе.

Естественно, что это привело к обсуждению вопросов о нарушении лицензирования.

А сегодня мне стало известно, что несколько ключевых разработчиков игры объявили о создании форка проекта. Новый проект, который продолжит развитие GPL-варианта игры, получил название Xonotic. В настоящее время к его разработке уже присоединилось 30 разработчиков, активно принимавших участие в создании Nexuiz.

По расчету создателей проекта Xonotic, это будет не просто форк, а по сути новая игра, имеющая новое оформление персонажей и оружия, переработанную анимацию и звуковое сопровождение. Кроме того, в рамках Xonotic также планируется разработать новые игровые уровни, усилить интеллект ботов, провести реорганизацию схемы управления проектом и значительно повысить качество текстур. Из организационных изменений отмечен отказ от делегирования прав на код одному лицу, все решения будет принимать управляющий комитет. Также упомянут более частый выпуск релизов, улучшение средств для ведения сетевой игры, создание ресурса с рейтингом игроков, переход с SVN на GIT для управления исходными текстами.

Интересно, что компания IllFonic, планирующая выпустить улучшенный коммерческий вариант игры Nexuiz для приставки Playstation 3, имеет все шансы не только лишиться сообщества разработчиков, но и столкнуться с невозможностью использования в своем коммерческом проекте улучшений, развиваемых в рамках новой кодовой базы Xonotic. Дело в том, что при разработке Nexuiz, представители сообщества подписывали специальное соглашение, передающее права на их код формальному владельцу, который продал эти права IllFonic, что дало возможность модифицировать GPL код без открытия улучшений. В случае перехода независимых разработчиков в проект Xonotic, компания IllFonic теряет такую возможность и вынуждена полностью соблюдать условия лицензии GPL, т.е. либо развивать имеющийся код Nexuiz собственными силами, либо воспользоваться улучшениями Xonotic, но раскрыть под GPL исходные тексты и своих улучшений. Хватит ли у IllFonic ресурсов для самостоятельного развития игры уровня Nexuiz, без помощи сообщества, покажет время. Мне почему-то кажется, что нет.